Праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлен в воспоминание видения св. Андреем Богоматери, покрывавшей Своим омофором христиан во Влахернском храме в Царьграде. Некогда во время совершения всенощного бдения в храме, где хранилась риза Богоматери с омофором, т. е. большим головным покрывалом и частью пояса, пришел туда блаженный Андрей. Был там и Епифаний, знатный юноша, ученик св. Андрея, по мнению некоторых, впоследствии константинопольский патриарх Полиевкт, и один из его слуг. По обычаю своему св. Андрей стоял, как доставало сил: иногда до полуночи, иногда до утра. В четвертый час ночи блаженный видит своими очами величественную жену, идущую от царских врат (каковыми вратами у греков назывались главные входные во храм двери) со страшною свитою, из коей честный Предтеча и Иоанн Богослов поддерживали ее своими руками, а многие святые в белых одеждах предшествовали ей, иные последовали, поя гимны и духовные песни. Когда она приблизилась к амвону, преподобный, подошед к Епифанию, сказал: - "Видишь ли Госпожу и Царицу мира?" - "Вижу, отец мой духовный", - отвечал тот. И когда смотрели, Она, преклонив Свои колена, молилась, обливая слезами Свое боговидное и пречистое лицо. Окончив здесь молитву. Она подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, Она сняла с Себя наподобие молнии блиставшее великое и страшное покрывало, которое носила на пречистой главе Своей и, держа его с великой торжественностью Своими пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Андрей и Епифании довольное время смотрели на сие распростертое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо, было и покрывало. По отшествии же Ее сделалось и оно невидимо. Но, взяв его с Собою, Она оставила благодать бывшим там.
В русском Прологе ХII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: "Се убо, егда слышах - помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества... восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая". В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: "С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя".
Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. На Руси храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Заботами этого святого князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи:
"Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем".
|